ГлавнаяИнформацияПрофилактика зависимостейНехимическая зависимость

Существует ХИМИЧЕСКАЯ зависимость, при которой человек испытывает тягу к определенному веществу (к алкоголю, наркотикам, никотину или к медикаментам) и НЕХИМИЧЕСКАЯ (поведенческая), при которой человек ощущает непреодолимое желание повторять определенные действия или находиться в определенных отношениях. В эту группу входит игромания, адреналиномания, любовная зависимость, религиозный фанатизм, трудоголизм, пищевая зависимость и поведенческие расстройства.

Наибольшее распространение в современности получила Интернет-зависимость.

Симптомы ИНТЕРНЕТ-зависимости

Понять, что у ребенка формируется зависимость несложно:

  • снижается успеваемость в школе;
  • потеря интереса к хобби и другим видам деятельности;
  • частые перепады настроения;
  • не следят за своим внешним видом, так как больше интересует собственное амплуа в сети Интернет;
  • замкнутый образ жизни, предпочитают коммуникацию в социальных сетях живому общению с реальными друзьями и знакомыми.

Причины возникновения зависимости.

-       неблагополучие в семьях. Плохие отношения с родителями, (авторитетными взрослыми), неполные семьи, частые конфликты, наличие отчима/мачехи, большое количество стрессовых ситуаций внутри семьи;

-       низкая самооценка, что вынуждает подростка уйти от реальности;

-       низкая мотивация к обучению. Не всегда низкая успеваемость в школе -следствие Интернет-зависимости, иногда, наоборот, проводя мало времени в школе и не выполняя домашние задания, подросток получает много свободного времени и начинает заполнять его тем, что приводит к зависимости;

-       плохие отношения со  сверстниками. Подростки огромное значение придают коммуникации. Если в этом виде деятельности присутствуют какие-либо нарушения, вызывающие у тинейджеров дискомфорт или стресс, то существует огромная вероятность, что подростку будет необходимо как-то компенсировать свои отрицательные эмоции. Как вариант – формируется Интернет-зависимость.

Что делать?

Все познается в сравнении. Поэтому, задайтесь такими вопросами: «Как время, проведенное в Интернете, влияет на успехи в учебе, взаимоотношения со сверстниками и родными, сколько времени ребенок тратит на Сеть?» При появлении подозрений, обратитесь к специалистам, например, можно проконсультироваться с педагогом или психологом. Ведь навязчивое желание использовать Интернет для общения или иной самореализации, может быть отголоском других проблем: заниженная самооценка, депрессия. Разобравшись с причинами, вызывающими зависимость и решив их, сама зависимость может сойти на нет.

Запрещать пользоваться Интернетом не стоит. Запретный плод – сладок. Необходимо установить «Внутрисемейные правила использования Интернета», куда включить такие ограничения, как количество времени, затраченное на сеть, табу на подключение до выполнения работы по дому, табу на посещение подозрительных ресурсов.

Главное-это равновесие. Поощряйте ребенка на общение с другими детьми на улице, принимайте участие в организации его досуга.

Рекомендации психологов для профилактики Интернет-зависимости у подростков:

-       ограничьте количество времени, которое дети могут проводить в Интернете;

-       не ставьте компьютер в комнате ребенка. Установите его там, где сможете легко контролировать то, что ваш ребенок делает в Интернете;

-       выясните, что ваш ребенок любит делать в Интернете;

-       не подавайте детям плохой пример. Не проводите слишком много времени у компьютера, не берите с собой за город ноутбук или планшет. Активный отдых всей семьей поможет ребенку переключиться на реальную жизнь. Займите ребенка другими вещами, настольными или спортивными играми. Найдите ему занятие по душе, тогда Интернет станет подспорьем в учебе, вспомогательным средством поиска информации и общения, а не способом ухода от реальности и бегства от проблем.

В благополучной семье, в которой поддерживается доброжелательная атмосфера, где ребенок имеет мотивацию к обучению, имеет хорошие отношения со  сверстниками, а также получает необходимую поддержку и не страдает от переизбытка свободного времени, риск формирования зависимого поведения очень мал. Родителям не стоит забывать о своих детях, они требуют внимания, заботы, участия в их жизни. Не стоит заменять общение со своим чадом на любимый сериал или передачу. Лишь в этом случае ребенок вырастет полноценной личностью без физических или психических отклонений, порожденных опасностями нового времени.

Социальный педагог

ГКУ СО "Центр "Семья" Юго-Западного округа"

Белова А.А.