ГлавнаяИнформацияПрофилактика зависимостейНаркомания как семейная проблема

   Наркомания, зависимость, дети… За каждым из этих слов бесконечные вереницы судеб, трагедия семьи.

      Подобно раковой опухоли наркотик быстро разрушает личность и жизнь зависимого. На фоне озабоченности наркотиком нарастает общая необязательность, формируется амотивационный синдром (утрата прежних интересов), отрицание становится стилем поведения. Наркозависимый отрицает буквально все: факты употребления, правила, свои поступки, свою ответственность, наличие проблем, наконец, зависимость и необходимость ее лечения. Попытки окружающих помочь зависимому или обесцениваются или вызывают агрессию. Реальность полностью заменяется фантазиями в форме бесплодных мечтаний, невыполнимых обещаний, лжи, иллюзий. Если первоначально зависимая личность старается уйти от решения проблем, то постепенно она вообще теряет способность к действиям.

       В качестве ведущих проблем химически зависимых Ханзян называет базовые  трудности саморегуляции в таких основных сферах как: чувства, самооценка, взаимоотношения, забота о себе. В целом это люди, которые лишены способности получать удовольствие от жизни такой, какая она есть.

       Действительно, все наркозависимые имеют личностные проблемы, но не все люди с психологическими проблемами становятся зависимыми. Человек будет иметь психологический иммунитет против химической зависимости, если он способен адекватно выражать свои чувства (в т.ч. негативные); воспринимать жизнь такой, какая она есть;  способен поддерживать здоровые отношения с другими и может позаботиться о себе; умеет ставить цели и реализовывать их; способен к творчеству и увлечен делом; умеет получать удовольствие от разных вещей.

      Ведущая роль в формировании зависимости принадлежит семье. В целом семья может не дать ребенку необходимой любви и не научить его любить себя. В соответствии с современными представлениями, люди с зависимым поведением испытывают серьезные трудности в поддержании самоуважения. Серьезной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются алекситимией – неспособностью родителей выражать в словах свои чувства (понимать их, обозначать и проговаривать). Ребенок не только «заражается» в семье негативными чувствами, он обучается у родителей замалчивать свои переживания, подавлять их и даже отрицать само их существование.

  Исследователи утверждают  в 95% случаев  наркомании у подростков нарушены важнейшие характеристиками семьи, такие как  функции семьи и ее структура.   При этом  необходимо  отметить, что    семья играет существенную роль не только в прохождении, но и в поддержании зависимого поведения. Реакция семьи может быть как конструктивной, т.е. способствовать прекращению  употребления наркотиков, так и деструктивной, т.е. закрепляющей наркотизацию. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют «срыв», хотя и реально страдают от него. В случае же длительного сохранения зависимого поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников зависимого, в свою очередь, могут появляться серьезные проблемы и развиваться состояние созависимости.  Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.

       Созависимость поддерживает зависимость. Таким образом, созависимость – это замкнутый круг семейных психологических проблем, вырваться из которого можно только с помощью специалистов.

    Во всем мире уже давно пришли к выводу, что самый действенный способ победить наркоманию – это профилактика и начинаться она  должна  с семьи, с уважения к личности ребенка, с открытого общения и взаимопонимания в семье. Важнейшим моментом по-прежнему остается пример родителей, в особенности в том, что касается трезвого образа жизни. Необходимо научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира, движения. Не менее важным является организация занятости детей. То есть, необходимы условия, при которых подрастающему поколению просто не хватит времени на то, чтобы бесцельно болтаться по улицам и от безделья пробовать «понюхать»…, употребить…

     Чем больше у ребенка возможностей для развития, тем выше шансы, что появится постоянное увлечение, которое займет его свободное время. И тем ниже риск развития зависимого поведения, в том числе и от наркотиков.

О.Дворникова,

педагог-психолог ГКУ СО «Центр социальной

помощи семье и детям Юго-Западного округа»

Отделение м.р.Безенчукский