ГлавнаяИнформацияПрофилактика жестокого обращения в семьеЖестокость и насилие в семье

Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главнейшую роль. И каким будет ребенок, благополучным или нет, зависит от того каковы отношения в семье между ее членами. Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей.

 Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей.

Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Дети подвергаются насилию, как в семье, так и за ее пределами.

Под домашним или семейным насилием понимают определенную систему поведения одного члена семьи по отношению к другому (другим), имеющую целью сохранение власти, контроля и внушение страха. Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб.

Главная причина жестокости в семье - желание подчинить себе другую личность.  Агрессия, направленная на детей, объясняется обычно незрелостью родителей. Не имея представления о реальных способностях сына или дочери, взрослые думают, что дети умышленно не выполняют предъявляемые требования. Проблемы в воспитании, дефицит педагогических знаний невольно вызывают у родителей чувство неполноценности. Не желая в подобном признаться даже себе, взрослые перекладывают вину на сына, дочь и наказывают их. Еще одна причина жестокости по отношению к ребенку - эмоции взрослых по поводу финансовых трудностей в семье. Этот мотив особенно явным стал в последнее время.

На поведении семейного диктатора отражается и его внутренняя убежденность не только в эффективности, но и неизбежности наказания, как меры воспитания. Характерный приговор в такой ситуации: “Посмотри, что ТЫ заставляешь меня с тобой делать!”

Агрессором часто становится человек с проблемами в эмоциональной сфере: ему трудно общаться, справляться со стрессами.   

В отношении детей выделяют следующие виды насилия:

пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость, запущенность) - это отсутствие со стороны родителей элементарной о нем заботы, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза здоровью и развитию ребенка;

-. психическое (эмоциональное) - это умышленное унижение чести и достоинства одного члена семьи другим или подростками, моральные угрозы, оскорбления, шантаж и т.п.;

экономическое - это попытки лишения одним взрослым членом семьи другого возможности распоряжаться семейным бюджетом, иметь средства и право распоряжаться ими по своему усмотрению, экономическое давление на несовершеннолетних;

сексуальное - это посягательство какого-то члена семьи, а также подростков на половую неприкосновенность другого, в частности сексуального характера по отношению к несовершеннолетним членам семьи. Это вовлечение ребенка с его согласия и без него в сексуальные действия со взрослыми. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. Иногда сексуальное насилие рассматривают как разновидность физического насилия;

- физическое - это умышленное нанесение вреда здоровью, причинение физической боли, лишение свободы, жилья, пищи, одежды и других нормальных условий жизни, а также уклонение родителей несовершеннолетних детей от заботы об уходе, здоровье, безопасности.

Дети могут забыть, что вы сказали. Могут забыть, что вы сделали. Но никогда не забудут, что вы заставили их почувствовать. Мозг ребенка хранит эту информацию. Тело человека хорошо запоминает и хранит в себе калечащие следы этого "воспитания".

Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут следующие рекомендации.

Четыре заповеди мудрого родителя.

Ребёнка нужно не просто любить, его нужно уважать и видеть в нём личность.  Если ребёнок не оправдывает ваших ожиданий, не кипятитесь. Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась.

1. НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СДЕЛАТЬ ИЗ РЕБЁНКА САМОГО-САМОГО.

Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком».  Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым ваш ребенок справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!

2. НЕ СРАВНИВАЙТЕ РЕБЁНКА ВСЛУХ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ.

Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию.

3. ПЕРЕСТАНЬТЕ ШАНТАЖИРОВАТЬ.

Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. Самая несчастная из всех попыток устыдить ребенка. И самая неэффективная.

4. ИЗБЕГАЙТЕ СВИДЕТЕЛЕЙ.

Если действительно возникла ситуация, когда ребёнок перешёл границы дозволенного поведения, очень важно, чтобы ваша воспитательная беседа состоялась без свидетелей. Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.

 Ребёнок должен чувствовать, что ваше недовольство, раздражение или гнев вызваны его поступком, а не им самим. Ваш ребёнок не может быть плохим, потому что он ребёнок и потому что он ваш.

 Дети – наши постоянные свидетели. И они видят поступки взрослых, которые не всегда соответствуют тому, о чем говорят родители.  Они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались скрыть это.

Родительская жестокость по отношению к детям порождает в них представление о своей социальной незащищенности, ненужности, искажает представление ребенка о том, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок начинает бояться общения с взрослыми, не может найти выход из сложившейся ситуации.

   . Бывают случаи, когда поступки детей ставят нас в тупик и кажется, что крик - это вполне адекватная реакция на случившееся. Остановитесь! Крик еще никому не помог разрешить ситуацию, но испугать ребенка, лишиться его доверия и искренности, таким образом очень легко!

Подростковую психику нередко называют периодом «гормональной дури». У подростка происходит поиск и становление своего «Я» - это стремление освободиться от влияния взрослых и общаться со сверстниками. Такие реакции порождают меньше конфликтов и проходят мягче в семьях, где присутствует уважение друг к другу, взаимопонимание, где подросток, как и остальные члены семьи, имеет право голоса, где у всех есть права и обязанности.

За и против чего ведёт борьбу ребёнок в переходном возрасте?

1. За то, чтобы перестать быть ребёнком.

2. За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

3. За утверждение среди сверстников.

4. Против  замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

  Не забывайте слова И.В. Гёте: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

ПОМНИТЕ:

Восемь «нет!» для родителей

  • Не запугивайте, не угрожайте ребенку – полученное таким способом послушание подрывает веру ребенка в себя и в вашу любовь;
  • Не прибегайте к насилию – насилие всегда воспроизводится;
  • Не  провоцируйте, не шантажируйте, не подкупайте ребенка – вы даете тем самым ему наглядный урок манипулирования людьми и чувствами;
  • Не сдерживайте своих чувств – старайтесь следовать при этом принципу «здесь и теперь»: чувства,  выраженные потом или авансом, редко оказываются подлинными; 
  • Не оценивайте, не сравнивайте ребенка с другими – принимайте его таким, какой он есть;
  • Не замалчивайте проблемы и конфликты – высказывайте сами и непременно выслушивайте детей;
  • Не приносите жертв – ребенку не может быть хорошо, если плохо вам;
  • Не отвергайте ребенка, как бы тяжело он ни провинился.

Подростковый период – это испытание, данное каждому человеку. Этот жизненный опыт нельзя передать другому. Наши дети совершают те же ошибки, мучаются над решением тех же вечных вопросов. Даже если вы дадите подросткам тысячу готовых рецептов мудрости, они будут упорно искать собственные ответы на вопросы жизни.

Если у Вас возникли проблемы в воспитании ребенка, если Вы не можете наладить контакт с ним, если Вас настораживают изменения в поведении ребенка или его школьная неуспеваемость, не торопитесь применять крайние воспитательные меры. Поговорите с ребенком. Расскажите ему, что в Вашей жизни тоже случались трудности, проблемы и что сейчас Вам живется не совсем так, как хотелось бы. Спросите совета, как бы Ваш ребенок поступил в сложившейся ситуации на Вашем месте, может быть, именно так Вы сможете решить проблему ребенка, не потеряв его доверия, уважения и веры в то, что Вы самые мудрые, самые лучшие на свете родители. И только в ваших силах проявлять постоянно терпение, житейскую мудрость и понимание между вами и вашими взрослеющими детьми.

                                                                                                                  Социальный педагог  Ищейкина Н.Е.

                                                                                           г.о. Чапаевск