ГлавнаяИнформацияРодителям, воспитывающим ребенка с ОВЗСемьи с детьми-инвалидами

Рождение ребенка с нарушениями развития всегда является стрессом для семьи. Ребенок-инвалид ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высокая степень зависимости от семьи, затруднено взаимодействие с социумом.

Важное значение в контексте реакции семьи на рождение ребенка с особенностями имеют принятые в семье способы проживания кризисов, привычные стили решения возникающих проблем.

Стили решения проблем можно разделить на внутренние и внешние.

Внутренние стратегии предполагают либо пассивность (проблемы со временем разрешатся сами), либо переоценку происходящего (изменение отношения к ситуации с целью продолжать конструктивную жизнь).

Внешние  стратегии включают в себя поиск социальной поддержки (способность использовать ресурсы семьи, а также внешние ресурсы государственных и общественных организаций), духовную поддержку (использование духовных истолкований происходящего, следование советам священнослужителей).

Специалистам важно понимать, что ребенок с нарушениями развития существует не в изоляции. Как и все люди, он живет в контексте – прежде всего в контексте семьи, а все, что случается с одним из членов семьи, влияет на всех.

Стадии развития семьи, выделяемые теоретиками семейных систем, были соотнесены со стрессом, испытываемым семьями особых детей. Ниже перечислены основные стрессовые факторы, соответствующие каждой стадии по Olson и др. (1984):

1. Рождение ребенка с нарушениями, младенчество, дошкольный возраст.

На данной стадии семье необходимо решить следующие проблемы: постановка точного диагноза ребенка; эмоциональное приспособление; сообщение о нарушениях развития у ребенка другим членам семьи.

2. Школьный возраст.

Данный этап ставит перед семьей следующие задачи: принятие решения об обычном или специальном образовании; решение проблем, связанных с реакциями на ребенка его сверстников; организация учебы и досуга ребенка.

3. Подростковый возраст.

На первый план выходят вопросы эмоционального приспособления к хронической и неизлечимой природе нарушений; решение проблем, связанных с сексуальностью ребенка, с его изоляцией от сверстников; создание планов на будущее ребенка, выбор возможной профессии.

4. Взросление.

Актуальным становится эмоциональное приспособление к уходу за взрослым ребенком; принятие решения о проживании ребенка (дома или в специализированном заведении); решение проблем, связанных с недостатком возможностей для социализации и общения.

Исследователи выделяют следующие структуры возможностей, предоставление которых семье с ребенком-инвалидом необходимо для ее нормального функционирования:

 – доступ к удовлетворительной медицинской помощи и медицинским услугам;

 – доступность подходящей образовательной программы;

– поддержка со стороны родных и друзей;

– при необходимости – доступ к услугам, обеспечивающим временный присмотр за ребенком («передышка»);

– адекватные финансовые ресурсы;

– доброжелательные соседи;

– при необходимости – доступ к услугам психолого-педагогического характера;

– при необходимости – доступность специального оборудования;

– наличие у ребенка друзей и социальных возможностей.

Роль специалистов центров социальной помощи семье и детям  - помочь семье увеличить доступ к существующим возможностям и создать новые.

Семьи с детьми-инвалидами преодолевают проблемы и несут тяготы, неведомые другим семьям. Потрясение от диагноза, настоятельное и неотложное желание узнать как можно больше; постоянная изматывающая необходимость ухода за больным, прерываемого внезапными кризисами; многочисленные и неотступные денежные проблемы; постоянное столкновение со страданиями ребенка; возможно, супружеские проблемы, отягощенные усталостью и неотступным горем; беспокойство о благополучии других детей; множество проблем, в том числе проблема справедливого распределения в семье времени, денег и забот, – вот с чем приходится иметь дело родителям ребенка-инвалида.

Некоторые специалисты утверждают, что проблемы семей с особыми детьми, по сути, не отличаются от проблем других семей. Основное различие между нормальными и «особыми» семьями – в том, что в последних дополнительный стресс и напряжение способны высветить существующие проблемы или поднять их на более высокий уровень осознания.

Социальный педагог ГКУ СО "Центр социальной помощи семье

и детям Юго-Западного округа"

Кочеткова О.В.