Как бы нам ни хотелось думать иначе, но жестокое обращение с детьми является широко распространенным явлением. Даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. По мнение многих специалистов одна из причин кроется в терпимом отношении общества к насилию. Например, серьезные побои и увечья детей однозначно осуждаются  и воспринимаются окружающими как жестокое обращение. Совсем по-другому люди смотрят на  периодические шлепки или порку ремнем. Эти наказания многими рассматриваются  как вполне допустимый способ  воздействия на негативное поведение ребенка. Такое мнение распространено не только среди обычных людей, но, к сожалению,  и среди некоторых  специалистов, работающих с детьми: воспитателей, учителей, психологов.  Если мы встретим капризного ребенка, который вертится, не слушается, буквально провоцирует окружающих, у многих сразу возникнет мысль: «Ремня ему не хватает». Родители, которые используют физические наказания, часто говорят: «Ну, а что делать, если он по-другому не понимает?». Тогда сразу возникает законный вопрос: «Почему не понимает?». Некоторые родители использует ремень как средство профилактики («чтобы в следующий раз неповадно было!»). 

   Очень часто дети страдают от эмоционального насилия, которое  многогранно по своей сути и   может выражаться не только в крике, угрозах, унижении.  Это и длительный бойкот, когда родитель отказывается общаться с ребенком, игнорирование его вопросов, иронические высказывания, постоянные придирки. А некоторые папы и мамы могут так строго посмотреть на свое чадо, что душа уходит в пятки не только у него, но и у всех, находящихся рядом в радиусе пяти метров.  Такое насилие над детьми широко распространено и встречается во всех социальных группах. Каждый третий родитель, из числа тех, кто в детстве подвергался жестокому обращению, жестоко обращаются со своими собственными детьми. Наиболее высок риск психического насилия над ребенком у молодых матерей, не имеющих навыков по уходу за ребенком, которые в собственной семье воспитывались в условиях недостатка любви и внимания. Также велик риск психического насилия со стороны некоторых лиц, заменяющих родителей. Во-первых, это родственники, как правило, пожилые, которые становятся опекунами после смерти родителей или лишения их родительских прав. Они соглашаются на установление опеки из жалости к детям, не предвидя в полном объеме всех трудностей, с которыми им предстоит столкнуться. Во-вторых, это лица, усыновляющие или берущие под опеку детей из учреждений для детей-сирот. Они рассчитывают на безусловную и преданную любовь этих детей, но при этом не имеют родительских навыков. Сталкиваясь с непослушанием ребенка, отставанием его в психическом развитии и проблемами в поведении, не видя от него ожидаемой любви, опекуны или усыновители испытывают разочарование и обиду на ребенка, не оправдавшего их необоснованных надежд.

   Бывает так, что ребенок плох или хорош в зависимости от того, насколько он удобен родителям. Для нормально развивающегося ребенка до трех лет просьба взрослого  «не шуметь, не трогать вещи, дать спокойно посмотреть телевизор» практически не выполнима. Но кто-то считает такое поведение признаком непослушания, с которым можно и нужно бороться. Накричал – и вот он уже слушается, шлепнул по попе – и ребенок угомонился. Эффективно? На первый взгляд да. Ведь подобные средства позволяют быстро достичь самого  главного для родителей - изменения поведения.  Но какой ценой? Гнев, обида и даже ненависть  к родителям сопровождают некоторых всю жизнь. Кроме того, через определенное время у ребенка вырабатывается своего рода  «иммунитет» к таким мерам воспитания: учишь его, стыдишь  – а ему все равно! И это не потому, что он наглый и вконец испорченный, а потому, что негатива в его жизни слишком много. Да и кому охота слышать критику в свой адрес каждый день?

   Постоянная критика и оскорбления приводят к тому, что ребёнок начинает считать, что он хуже всех, что он не заслуживает хорошего отношения родителей или других взрослых, не достоин их любви. Уровень его самоуважения значительно снижен, формируется низкая самооценка — так называемый «комплекс неполноценности». Такие дети, приспосабливаясь к ситуации, вырабатывают различные способы поведения — от склонности к уединению, чрезвычайной зависимости и подчиняемости другим, до агрессии и антисоциального поведения.

   Угрозы и запугивание, унижения со стороны родителей вызывают беспокойство и страх, подавляют самостоятельность ребёнка, в большинстве случаев у детей развиваются психосоматические болезни.

   Воспитание детей – процесс длительный, мгновенных результатов ждать не приходится. Для начала установите доверительные отношения с ребенком, как можно чаще разговаривайте с ним на различные темы, внимательно выслушивайте его, дайте ему понять, что с вами можно обсуждать любые проблемы. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах. И прежде всего, необходимо запомнить: плохое поведение ребенка – не причина, а следствие сложностей в семье.  Если ребенок не оправдывает ваших ожиданий, не «кипятитесь». Спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась. Если появилось желание «встряхнуть» или ударить ребёнка, постарайтесь выполнить следующие действия:

   Конечно, нельзя быть идеальным родителем все время, НО уважаемые родители, помните, что дети – самая незащищенная, уязвимая социальная группа, воспитывайте детей без обид и унижений!

Социальный педагог

ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа»

отделение м.р. Пестравский  Александрова Юлия Анатольевна