Социализация ребенка в ведущих сферах его социальных отношений может протекать в оптимальных адаптивных условиях или в условиях, сопровождающихся средовой психической дезадаптацией.
Средовая психическая дезадаптация является понятием, которое необходимо и существенно для социально-медицинского и психолого-педагогического анализа, потому что оно позволяет исследовать реальную связь между конкретными формами психических расстройств, поведенческих нарушений, включая раннюю наркотизацию, и социальными факторами, значимыми для развития ребенка. При этом психическая дезадаптация, даже если она проявляется в соматических или психических нарушениях, не является синонимом болезненного расстройства.
Средовая психическая дезадаптация – это реакция приспособления, в ряде случаев патологического, к неадекватным для уровня развития личностной активности и роста ребенка социальным условиям его жизнедеятельности.
В основе средовой психической дезадаптации всегда лежит конфликт между условиями жизнедеятельности и возможностями развития ребенка, и это понятие является, по сути, социально-психологическим. Применительно к возрастному психосоциальному развитию несовершеннолетнего оно дифференцируется в понятия семейной, школьной и социальной деадаптации, так как нарушения социализации ребенка проявляется в основных сферах его жизнедеятельности – в семье, в школе, в сфере общения, в его отношениях с основными социальными институтами, в том числе правоохранительными.
Целесообразно рассматривать отдельно парциальные (связанные с одной сферой жизнедеятельности) или тотальные формы средовой психической дезадаптации; непатологические или патологические варианты, сочетающие с психическими расстройствами.
Средовая психическая дезадаптация не существует вне конфликтных или кризисных отношений «Я» ребенка с его окружающим миром и самим собой. Поэтому понятием, которое углубляет понимание средовой психической дезадаптации, является понятие о «социальном стрессе (стрессоре) и дистрессе». Общеизвестен факт, что в силу возрастной незрелости и эмоциональности дети, с одной стороны, чрезвычайно зависимы от взрослых – родителей, опекунов или лиц, осуществляющих за ними уход и заботу, а с другой – крайне чувствительны к обстоятельствам окружающей жизни. Это сочетание зависимости и эмоциональности, несомненно, определяет необходимость для ребенка длительного периода ухода, заботы и защиты. Однако из этого не следует вывод, что жизнь ребенка должна развиваться без негативных переживаний – эмоциональных стрессов. Стремление взрослого создать вокруг ребенка атмосферу постоянного эмоционального комфорта неверно, так как ведет к атрофии личностной активности и пассивному, безрадостному существованию того, о ком так заботились.
Эмоциональный стресс мы понимаем как общую адаптивную реакцию, которая выражается в психоэмоциональном переживании конфликтных жизненных ситуаций, связанных ситуаций, связанных с ограничением в удовлетворении значимых и биологических потребностей. Ребенок, развивающийся в благоприятных, защищенных условиях при переживании стресса, как правило, демонстрирует формирующуюся способность к «овладевающему поведению», и степень этого овладения отражает его личностный рост, его контроль над своим состоянием и над ситуацией, расширение арсенала жизненных навыков.
ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа»
отделение м. р. Хворостянский
Педагог-психолог Корнева Е.А.