Подросток начинает  взрослеть в семье, по крайней мера так должно быть. Переживание любви в детстве настолько сильно впитывается в душу, что остается, словно тайное желание, неуничтожимое требование человеческой природы. В этих воспоминаниях заключается сила жизни, но и мерило неудовлетворенности жизнью, ее обессмысливание.    Любовь требует обладания, возвращения того, что пережил ребенок. - обладание матерью и ее неизмеримой любовью. Речь идет о зависимости от матери, но кажется, это нужно принять лишь как внешнее впечатление. Дитя и мать составляют единое целое, которое разрывается «насильно» и с болью. Между ребенком и матерью остается постоянное стремление к восстановлению прерванной целостности, и это источник их любви к друг другу.

   Чувство надежности и защищенности в детстве существенно определяет более позднее течение жизни человека. Ребенок все это получает от родителей, он находится в более зависимом положении по отношению к миру взрослых, и единственное, чего он требует от такого мира - это признания. Ребенок должен получить доказательства веры в себя. Пугливый и стыдливый ребенок - признак плохого воспитания со стороны родителей или среды. Позже такой ребенок и еще позже взрослый человек будут пытаться через агрессию требовать освобождения от невыносимого ощущения неуверенности и слабости. Не нужно забывать, что невротичный подросток всегда требует признания от внешнего мира, а не от самого себя.

    Чрезмерное желание родителей, чтобы из ребенок «преуспевал», часто становится непреодолимым злоупотреблением, совершаемым над ребенком. Ребенок есть ребенок, и никто не имеет права требовать от него, что бы он уже был взрослым человеком. Неадекватные требования могут вызвать у детей ощущение, что родители хотят отделаться от них или слишком рано отправить в жестокий мир, к которому они еще не готовы и немогут его принять.. Кроме того, от детей слишком рано требуют ответственности за собственную судьбу, но при условии, что они будут удовлетворять чужие, выдвинутые другими желаниями. Ребенок может стать очень ранимым по отношению к требованиям родителей, а иногда он не может простить себе, что разочаровал их, особенно если эмоционально тесно связан с ними.

   Если ребенок спросит: «Кто я?», ответ будет прост: «Ты то, чего сумел достичь». Может ли такой ответ удовлетворить подростка? Какие перспективы он может открыть в таком ответе? Школьные программы становятся все труднее, отбор - все строже, и для того, чтобы выполнить все требования, ребенок вынужден работать по 10-12 часов в день. Тем самым ему сокращают детство, а в нем самом порождают состояние невыносимого напряжения. И взрослым такая жизнь опротивела бы. Однако если ребенок не демонстрирует ожидаемого успеха на этом тяжелом пути, родители переживают такую неудачу как катастрофу.

   Создается впечатление, что родителям следует учиться у детей спонтанности, а не наказывать спонтанность ребенка. Любовь - не готовый продукт, ее нельзя купить, к ней приходят через спонтанную активность, в которую человек вкладывает себя. Чтобы с другим прожить самого себя.

   Подросток часто, сам того не желая, неправильно входит в жизнь. Во-первых, ребенок быстро понимает, что учение необходимо для получения хлеба насущного, а тем самым творческий дух и создание духовных ценностей отходят на второй план. Во-вторых, ребенок входит в жизнь под грузом склонностей родителей, что подавляет его собственные склонности.Естественно, что у него возникает ненависть или сопротивление по отношению к провозглашенным родительским желаниям., касающихся его развития. А значит, и образы родителей становятся объектом ненависти детей. Очень трудно «загнать в клетку» пробудившееся молодое тело подростка и при этом  уберечь его от внутреннего хаоса, особенно если обстоятельствам оказывается заслуженное сопротивление.

   В детском теле еще не рождена жизнь личности, и благодаря этому детство - радостная игра жизни. Запреты прекращают игру, а жизнь личности рождается из принятых обстоятельств. Так жизнь ребенка получает своего мучителя.

   Система воспитания такова, что молодежные переживают ее как наказание, потому что она заставляет их делать то, что для них бессмысленно. С детства человеческое существо принуждено идти ошибочным путем. В глазах ребенка старшие - серьезные люди, которые живут в мире утвержденных правил поведения, обычаев, речи. Ребенок, однако, любит играть, и это ему позволено, но до определенных границ. В этом периоде ему разрешено реализовать некоторые цели. Детство счастливо, когда оно безответственно. Настоящий мир - это мир взрослых, где ребенку разрешается лишь уважать других и подчиняться им; наивная жертва другого человека, он верит в сущность своих родителей и учителей: считает их божествами, на чем они, между прочим, и настаивают, и чей образ с удовольствием заимствуют перед простодушными глазами ребенка; наказания, награды, слова похвалы или порицания убеждают его в том, что добро, зло, цели, которые ставит перед собой человек существуют таким же образом, как солнце и месяц.

   Многие люди проживают всю жизнь, как «большие дети». Подростки задают себе и другим многочисленные вопросы, но получают двусмысленные ответы либо вообще никаких ответов.

   В пубертатном периоде дети быстро вырастают, и родители думают, что перед ними уже большой ребенок, который уже чуть ли не обязан вести себя, как взрослый. Подросток, как правило, независимо от пола живет в беспорядке и как будто наслаждается собственным хаосом. В действительности подросток занят самим собой, а все остальное имеет меньшее значение - одним словом, мелочи. Это крупная проблема в развитии подростка, но и многим взрослым трудно преобразовать устроенный беспорядок в порядок. Кроме того. Беспорядок сделать легче, а для создания порядка нужно приложить куда большую волю, энергию, желание.

   Подросток пытается, как и родительском доме, так и в обществе обеспечить себе «самостоятельность», которая никогда не приходится по душе ни родителям, ни обществу. У строгих родителей послушные дети, но лишь до тех пор, пока они находятся в родительском поле зрения. На улице и подальше от глаз такие дети освобождаются, или живут со своим реальным Я. Подросток часто напряжен и иногда оказывает отчаянное сопротивление, чтобы сохранить свой огонек жизни. Он ищет друга, подругу, кто только и сумеет его понять. Они действительно с трудом понимают, но глубоко чувствуют. Иногда в результате таких связей рождаются дети, и тогда начинается сущий ад в родительских домах.

    Между родителями и детьми ведется постоянная война с переменным исходом. Сегодня родители все более растеряны перед ценностями жизни и все больше озадачены экзистенциальной неизвестностью, а дети остаются где-то в стороне, за исключением случает, когда они требуют того, что есть у каких-либо их ровесников, а у родителей нет возможности выполнить такое желание.

Социальный педагог Ковалева Вера Михайловна

ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа» м.р Красноармейский