ГлавнаяСоциальная помощь семьям с детьмиЭто интересноБазовые национальные ценности как основа духовно – нравственного воспитания личности

Формирование ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные кризисные периоды развития в личности возникают новые ценностные ориентации, новые интересы и потребности.

Процесс модернизации образования в российском обществе сопровождается переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностных ориентаций для современной молодёжи. Обращение к ценностям — главный принцип государственной политики в области образования. Перед школьным образованием поставлена задача формирования системы ценностей, которая опирается на историческую преемственность поколений, сохраняет и развивает традиции российского государства. Это идеологический фундамент нового Федерального государственного образовательного стандарта, в основе которого лежит «Концепция духовно-нравственного воспитания». Актуальность проблемы формирования ценностных ориентаций младших школьников продиктована социальными запросами, предъявляемыми обществом к школе, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих и российских ценностей, формирования у школьников патриотизма, гражданственности, национального самосознания и поликультурного мышления. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей её исторической и культурной полноте, этническом многообразии. В сфере национальной жизни можно выделить источники нравственности и человечности, т.е. те области общественных отношений, деятельности и сознания, опора на которые позволяет человеку противостоять разрушительным влияниям и продуктивно развивать своё сознание, жизнь, саму систему общественных отношений. Традиционными источниками нравственности являются Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество. Всё это соответственно и определяет базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

-патриотизм

-социальная солидарность 

-гражданственность 

-семья 

-труд и творчество 

-наука 

-традиционные российские религии 

-искусство и литература 

-природа 

-человечество 

Категория «нравственная ценность» является одним из ключевых понятий философии, социологии, педагогики и психологии. В педагогической литературе понятию «нравственные ценности» при­дается значение того, чем «дорожит человек, включая уже достигнутое», оп­ределяют ценности как факторы, придающие человеку стойкость, сопро­тивляемость, надежность. Нравственная личность обладает особого рода пружиной, которая может сжиматься под воздействием неблагоприятных обстоятельств, но не позволяет человеку гнуться и ломаться. Нравственные ценности охватывают весь предметный мир, определяют его слагаемые с точки зрения того, приносят они пользу человеку, возвышая его гуманные начала, или же вред, препятствуя развитию в нем обществен­но - значимых качеств. Они являются одним из средств развития личности, методологической основой нравственного воспитания. Культивирование рыночных отношений в современном обществе приводит к изменению системы ценностей, как у взрослого населения, так и у детей. Современный ученик должен знать мировоззрение своих кровных предков, постигнуть величие родного народа, родной земли, родного языка, а не засорять речь никому непонятными иностранными словами. Родителю и учителю важно воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти своё место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Знакомство с народными истоками является первоочередной основой для воспитания и развития подрастающего поколения.

В связи с этим актуальным представляется изучение ценностной сферы современных детей. Присвоение личностью ценностей общества интенсивно происходит в младшем школьном возрасте. Открытие пути к сердцу и уму ребёнка, воспитание полноценной личности, формирование системы ценностей младших школьников - одни из главных задач, стоящие перед учителем в современной начальной школе. Первостепенная задача учителя - не просто дать набор ценностей, а помочь ребенку их осмыслить, принять основные (общечеловеческие) как собственные жизненные регуляторы и научиться использовать их на практике.

Социальный педагог: Рычкова Ж.В., г.о. Чапаевск

ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа»