ГлавнаяСоциальная помощь семьям с детьмиМногодетные семьиВоспитание детей в многодетной семье

   Воспитание детей в многодетной семье -  это самая универсальная, сложная и самая благородная работа, своеобразная и неповторимая  - это творение человека.

  Отличительной чертой этой работы является то, что продолжая род человеческий, большинство семей  сознательно идут на то, чтобы в дальнейшем их семья имела статус многодетной. Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием  - это творение будущего и взгляд в будущее.

  Воспитательный потенциал многодетной семьи имеет свои положительные и отрицательные характеристики, а процесс социализации детей - свои трудности и  проблемы.

   С одной стороны, здесь, как правило, воспитываются разумные потребности и умение считаться с нуждами других; ни у кого из детей нет привилегированного положения, а значит, нет почвы для формирования эгоизма, асоциальных черт; больше возможностей для общения, заботы о младших, усвоения нравственных и социальных норм и правил общежития; успешнее могут формироваться такие нравственные качества, как чуткость, человечность, ответственность, уважение к людям, а также качества социального порядка - способность к общению, адаптации, толерантность. Дети из таких семей оказываются более подготовленными к супружеской жизни, они легче преодолевают ролевые конфликты, связанные с завышенными требованиями одного из супругов к другому и заниженными требованиями к себе.

   Однако процесс воспитания в многодетной семье не менее сложен и противоречив. Во-первых, в таких семьях взрослые довольно часто утрачивают чувство справедливости в отношении детей, проявляют к ним неодинаковую привязанность и внимание. Обиженный ребенок всегда остро ощущает дефицит тепла и внимания к нему, по - своему реагируя на это. В одних случаях сопутствующим психологическим состоянием для него становится тревожность, чувство ущербности и неуверенность в себе, в других - повышенная агрессивность, неадекватная реакция на жизненные ситуации. Для старших детей в многодетной семье характерна категоричность в суждениях, стремление к лидерству, руководству даже в тех случаях, когда для этого нет оснований. Все это естественно, затрудняет процесс социализации детей. Во - вторых, в многодетных семьях резко увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из других семей.

   Многодетная семья имеет меньше возможностей для удовлетворения потребностей и интересов ребенка, которому и так уделяется значительно меньше времени, чем в обычной семье что, естественно, не может не сказаться на его развитии. В этом контексте уровень материальной обеспеченности многодетной семьи имеет весьма существенное значение. Большинство многодетных семей живет ниже порога бедности.

   Воспитывать - не значит говорить детям хорошие слова и  наставлять их, а прежде всего самим жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой родительский долг относительно детей, оставить в них о себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя. И когда дети видят, что родители действительно обладают крупными достоинствами, они с уважением относятся к ним, выражают  слова благодарности. И выражение:  «ребенок учится тому, что видит у себя в дому» почти всегда производит на них впечатление, остающееся на всю жизнь и нередко определяющее характер жизни и деятельности детей из многодетных семей.

Соц. педагог

Жарова Ю.С.