ГлавнаяСоциальная помощь семьям с детьмиПриемным родителямЕсли приемный ребенок-инвалид

Родители, принимающие в семью ребенка-инвалида, должны давать себе отчет в том, что это заведомо больной ребенок. Первый вопрос, который должны задать себе родители, зачем мне это нужно, зачем я это делаю.

Очень важно перед началом сложного, долгого  и трудного пути правильно оценить свои эмоциональные,  духовные, и, самое главное, физические ресурсы для воспитания приемного ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Будущим приемным родителям необходимо разбираться со  спецификой диагноза, как он может проявляться в быту, в уходе и общении с ребенком. Чтобы родители, столкнувшись с неожиданной реакцией или поведением детей, не недоумевали и не паниковали, а были бы готовы найти решение. Чаще всего у будущих родителей уже имеются устоявшиеся мифические представления о тех или иных особенностях развития ребенка. В этом случае очень важно развенчать эти мифы, потому что у абсолютно любого ребенка есть свои слабые и сильные стороны. Родителям нужно знать, как их увидеть и что с этим делать.

Также необходимо пройтись по всем основным синдромам, которые характерны для детей с особенностями развития: двигательные нарушения, синдром Дауна, фетально-алкогольный синдром, умственная отсталость, шизофрения. Нужно рассказывать про сильные и слабые стороны разных диагнозов. Например, объяснять, что из ребенка с шизофренией, совершенно не обязательно вырастет маньяк, который будет всех преследовать: ведь и аллергия имеет свои вспышки, и эпилепсия, — и шизофрения тоже, а какой-то период человек находится во вполне благоприятном состоянии. Или о том, что фетально-алкогольный синдром может проявляться в агрессии, самоагрессии, и поэтому важно предложить родителям варианты грамотного реагирования на нее.

Особое внимание нужно уделить ресурсным особенностям приемной матери, физическим и психологическим, ведь именно на неё ляжет основная доля  ухода и воспитания за ребенком-инвалидом.

Важно обсудить особенности общения с ребенком, стиль, скорость, темп речи (есть дети, с которыми надо разговаривать медленно, постоянно повторять слова и действия). В первую очередь, приемной маме должно быть понятно: при всем желании хватит ли ей сил «поднять» именно этого  ребенка.

Необходимо проговорить компенсирующие моменты для обоих приемных родителей, возможность отдыха, смены друг друга в уходе, эмоциональной поддержке.

Есть люди, психофизика которых просто не работает, если человек не имеет возможности выспаться или, например, побыть некоторое время один. А если ребенок-инвалид может требовать много внимания, до 20 часов в сутки. Поэтому нужно заранее понимать, что это не ваш вариант.

Но, кроме теории, которой возможно обладают приемные родители необходима практика.  Как вариант,  родители могли бы присоединились перед принятием решения к какому-нибудь благотворительному фонду или договорились непосредственно с детским учреждением ходить туда в какие-то дни. Необходимо понаблюдать детей со стороны, не выстраивая с ними личностных отношений – ведь может так сложиться, что родители передумают, а для ребенка будет еще один стресс. Наблюдая за ребенком со стороны, будущие родители могут прислушаться к себе, своим чувствам, реакциям. Есть и более практические вещи: например, многие родители опасаются брать детей-колясочников, потому что нужно много чисто физических сил для пересадки их с коляски и т.д. Но бывают дети-колясочники, у которых отлично развиты ручки, и они сами способны и пересаживаться, и по лестнице спуститься и обслуживать сами себя.

Важно в вопросе принятия ребенка-инвалида просить помощи, искать единомышленников.

Очень важно, чтобы родители, даже если они многодетные и многоопытные, не считали, что они «и так все знают». Самоуверенность очень вредит в этом вопросе. Приемные родители должны обладать очень важным качеством: уметь просить помощи. А ведь  это не так просто, как кажется на первый взгляд.

Помощь приемным родителям нужна на любом этапе. Сейчас активно работают службы сопровождения семей, взявших приемного ребенка. В их работе есть различные спектры – если мы говорим о ребенке с ОВЗ, то учреждение, в котором родители взяли малыша (или, по желанию родителей, любое другое учреждение, уполномоченное ПО сопровождению) может оказывать комплексные услуги: и медицинские, и психологические, и педагогические – как ребенку, так и взрослому совершенно бесплатно.

Родителям очень важно найти на каждом из этапов «своего» специалиста, выстроить с ним доверительные отношения. Это очень важно.

Потому что одной семье, без поддержки, какими бы умными и добрыми люди не были приемные родители, бывает нелегко справиться с такой многосторонней задачей как взятие в семью приемного ребенка-инвалида.

Существует главный вопрос: каждая ли мать готова к материнству, у каждого ли родителя хватит сил на воспитание «особенного ребенка». Здесь нужно уметь быть честным с собой. Никакие примеры со стороны, героические подвиги матерей, взявших, например, 3-х детей не должны быть решающими в вашем выборе.  Только вы сами, ваши силы, ваше желание, ваши способности, — с учетом того, что вы готовы просить помощи, а не делать все «сама».

Также можно заранее продумать тот вид деятельности, которым вы собираетесь заняться, чтобы и ребенок мог в нем принять результативное и позитивное участие, и вы получили от этого удовольствие. При этом мама абсолютно не ограничена в выборе занятия, ребенок может принимать участие во всем, нужно просто продумать какое именно задание для него по плечу, таким образом, это становится и профилактикой выгорания и релаксацией для мамы и веселой и развивающей игрой для малыша. И в очень тяжелые моменты мама может посмотреть на созданную вместе с ребенком картинку и понять: вот это же мы смогли с ним создать вместе, значит, и сейчас можем справиться, и с этой задачей.

Желаем удачи в решение такого важного вопроса.

Социальный педагог   Пахомова Н.Б.