ГлавнаяСоциальная помощь семьям с детьмиСоветы родителямКак лучше учить стихи

    Научиться запоминать стихи очень важно. И не только для того, чтобы хорошо подготовиться к обучению в школе, где это придется делать довольно часто, но и потому, что поэзия способствует обогащению духовного мира ребенка, развитию чувство прекрасного, а сам процесс заучивания стихотворений является хорошим методом тренировки памяти.

    Очень часто дети испытывают трудности в заучивании стихов, но можно научить их нескольким методам, которые облегчают этот процесс.

Первый метод.

   Постепенное увеличение объема заучивания. Это позволяет сделать процесс заучивания более легким и непринужденным. Начинать нужно с прочтения всего стихотворения от начала до конца. Затем заучивается первая строка. Вы читаете строку и просите повторить. Желательно повторить ее несколько раз подряд, потом сделать паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предлагайте ребенку делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове. С другими эмоциями (весело, восторженно, грустно и т.д.) Было бы очень хорошо, если бы Вы сами показали ребенку, как это делать. Далее Вы читаете второю строку и просите, чтобы ребенок повторил обе строки - первую и вторую. Эти строки так же повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладеть этим способом на стихотворении из четырех строк.

Второй метод.

   Перевод словесный информации в образную форму. Этот метод может применяться одновременно с первым или отдельно от него. В обоих случаях очень важно, чтобы ребенок во время прочтения и повторения каждой строфы закрывал глаза и представлял себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или книжку. По мере увеличения заученных строк образы должны выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Чтобы образы были яркими, используйте какие-нибудь реальные рисунки или картинки.

Третий метод.

   Метод «пересказа» стихотворения своими  словами. Вы читаете все стихотворение и просите рассказать ребенка, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, как выглядят. Можно помочь наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил связи между происходящем. Такая смысловая обработка стихотворения облегчает его последующее запоминание.

   Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном использовании всех трех методов необходимо соблюдать такую последовательность: читаем весь стих, пересказываем и потом заучиваем по строкам с параллельным переводом текста в образы. Необходимо обращать внимание на мелодию рифмы, настроение  и чувства персонажей. Делайте перерывы. Создайте такой режим работы, чтобы  он приносил только радость, а не мучения. Не заставляйте ребенка учить стихотворение, если он не хочет, необходимо правильно замотивировать его и настроить на работу.

ГКУ СО «КЦСОН ЮЗО» г.о. Чапаевск

замещающее направление педагог-психолог    Ищейкина Л.В.